Культурный фронт

27 мая 2023, 13:20 | Искусство
фото с Зеркало недели
Размер текста:

Жизни (а точнее, выживанию) в условиях полномасштабного вторжения украинских музеев, театров, библиотек, заповедников посвящен проект ZN. UA, созданный при поддержке Министерства культуры и информационной политики Украины (МКИП).

Часть 3

Театры во время войны

В прошлом году весной даже воинствующим оптимистам в художественной среде казалось, что театральная жизнь в Украине приостановилась надолго.

Большинство театров, филармоний, концертных залов страны сообщили о вынужденной паузе в работе из-за введения военного положения.

Многие актеры и актрисы, певцы и певицы, музыканты, режиссеры, дирижеры, композиторы пополнили ряды ВСУ и территориальной обороны, стали волонтерами.

Прямо 24 февраля 2022 года начала подниматься новая волна дерусификации, деимпериализации: театры избавились в своих названиях от слов «русский», имен «великих русских». Например, одобрили изменение своих названий столичный театр имени Леси Украинки, Николаевский и Одесский театры.

27 февраля Национальный союз театральных деятелей на официальной странице в Фейсбук опубликовал эмоциональное обращение к театральному сообществу: «Язык — это тоже наше оружие. Язык — это национальная политика... Мы слишком долго были лояльны и уступчивы, слишком долго учитывали желания и прихоти тех, кто отказывался изменяться или сознательно оставался приверженцем «расейского». И тем самым оставляли зерна «русского мира» в своей земле, в своей культуре, которые, как баобабы на планете Маленького принца, могли, когда прорастут, уничтожить нас… НИ ОДИН театр не имеет НИКАКОГО права показывать спектакли на языке страны, которая хочет нас уничтожить».

Все государственные театры изъяли из репертуара произведения российского происхождения и русскоязычные спектакли.

Срывание маски с «великой культуры»

Именно воспитанники «великой» российской культуры насилуют, грабят, убивают украинских мирных жителей. Разрушают, уничтожают культурное наследие людей соседнего государства, к которым еще десять лет назад приезжали в гости, с которыми делали общие, в частности театральные, проекты… О какой «культуре» России в контексте всего, что происходит в Украине сейчас, вообще может идти речь?

[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/b1ca4666ca86581d15f0b6af53863b12. jpg" ltitle="" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/2d9ab8611f64b6aa1a111566604639c3. jpg" rtitle="undefined"]

По последним данным МКИП, пострадали 23 театра и филармонии. Понятно, что данные о потерях неполные, потому что почти вся территория Луганской и значительные части территорий Херсонской, Запорожской и Донецкой областей до сих пор находятся под временной оккупацией, что делает невозможным подсчет точного количества объектов пострадавшей культурной инфраструктуры.

Особенно показательны судьбы двух украинских театров, оказавшихся под временной оккупацией. Луганский музыкально-драматический театр стал дважды переселенцем. В 2014 году театр был вынужден выехать из Луганска в Северодонецк, а после 24 февраля 2022 года коллектив, разделенный на две части, нашел приют в Дрогобыче и Днепре. Во время наступления на Северодонецк недавно отреставрированный театр, куда с удовольствием приезжали выступать украинские артисты со всех уголков страны, рашисты уничтожили полностью.

Но настоящим символом звериной жестокости россиян, их политики по отношению к украинцам стал драматический театр в Мариуполе, разрушенный авиабомбой в марте прошлого года. Это было сознательное уничтожение российскими оккупантами здания театра, где в то время скрывались сотни взрослых и детей, а перед театром на земле большими буквами по-русски было написано — «ДЕТИ».

Цинизм этого преступления — и в гигантской полотняной ширме с изображением литературных символов страны-агрессора: Александра Пушкина, Льва Толстого… Такой ширмой через несколько месяцев «прикрыли» разрушенное здание театра, огромную братскую могилу горожан. Но захватчики пошли еще дальше, и в конце 2022 года снесли здание, заметая следы преступлений.

Украинский театр ломает стереотипы

Лесь Курбас писал: «Театр должен быть таким, каким общество должно быть завтра». И наши театры пишут позитивные сценарии, составляют хороший репертуар для страны. Украинцы за эту большую войну уже поломали и продолжают ломать многие стереотипы, один из них: когда говорят пушки, музы молчат.

Подавляющее большинство театров и филармоний (национальные, областные, муниципальные и частные), общее количество которых достигает 150, восстановили работу через месяц-два после полномасштабного вторжения. Некоторые украинские театры, как только пришли в себя, поняли, что людям очень нужна духовная поддержка через искусство. И начали выступать в метро, в бомбоубежищах, сформировали выездные бригады для линии фронта и госпиталей.

Некоторые из театральных коллективов не останавливали работу вообще. Как, например Ивано-Франковский театр им. Ивана Франко, ставший мощным волонтерским хабом, укрытием и остался именно театром.

Поражает опыт Херсонского областного музыкально-драматического театра им. Н. Кулиша, продолживший свою деятельность в эвакуации. Или опыт Николаевского академического художественного драматического театра, который с самого начала большой войны круглые сутки находился под вражескими обстрелами и, несмотря на все вызовы военного времени, в августе 2022 года открыл юбилейный, 100-й театральный сезон на сцене в укрытии.

Или пример театра им. В. Василько, первым из театральных коллективов в Одессе восстановивший работу после полномасштабного вторжения.

И таких примеров несокрушимости наших родных коллективов очень много, всех не перечислить.

За время полномасштабной войны в Украине состоялось более 50 премьер по всей стране.

Наши театры впервые получили оперный «Оскар» — Opera Company of the year 2022. Два украинских театра — Одесская опера и Львовская национальная опера — представили осенью 2022 года мировые премьеры украинских опер «Катерина» композитора Александра Родина и «Страшна помста» композитора Евгения Станковича. Таким образом на высшем международном уровне были отмечены украинские театры за «невероятную работу, которую они выполняют в чрезвычайных обстоятельствах».

Основные потери и вызовы

десятки жизней украинских артистов: Паша Ли, Оксана Швец, Александр Шаповал, Ростислав Янчишен, Вадим Хлупьянец и другие;

«ротация» кадров, отток талантов: многие театры пережили кадровые проблемы, когда кто-то из коллектива пошел защищать страну, а кто-то — выехал за границу. Вместе с тем некоторые театральные коллективы уже пополнились талантливыми актерами, переехавшими из других регионов;

депрофессионализация, люди вынуждены искать другую работу, чтобы выжить;

пересмотр репертуара, его обновление, дерусификация и декоммунизация;



актуализация перечня профессий, который давно не соответствует сегодняшнему функционалу в театре.

Конкретные шаги

Государственное агентство Украины по вопросам искусств и художественного образования постоянно обновляет перечень организаций, институций и фондов, предоставляющих гранты для артистов в Украине на постоянной основе.

МКИП в августе 2022 года создало специальный счет для сбора средств на восстановление разрушенных объектов культуры.

[votes id="1104"]

Источник: Зеркало недели



Добавить комментарий
:D :lol: :-) ;-) 8) :-| :-* :oops: :sad: :cry: :o :-? :-x :eek: :zzz :P :roll: :sigh:
 Введите верный ответ 
Реклама
Облако тегов
Тайна имени

От древнееврейского - финикийская пальма. Тамарочка с детства не выносит однообразия. Неспособна надолго увлечься игрой, чтением, хотя по натуре своей любо... Читать дальше