В Киеве, в Украинском доме, открылась масштабная выставка "ПроЗорі". Проект посвящен выдающимся киевским художникам второй половины ХХ века — Федору Тетяничу, Валерию Ламаху, Аде Рыбачук, Владимиру Мельниченко и Флориану Юрьеву. Их творчество оставило глубокий след в визуальной культуре послевоенного Киева, и теперь впервые в таком масштабе представлено публике.
На открытии побывал фотокорреспондент ZN. UA Василий Артюшенко.
Центральные фигуры киевского художественного пространства
Каждый из пяти художников, работы которых экспонируются на выставке, создал уникальную философскую и художественную систему. В частности, Валерий Ламах работал над концептуальным проектом под названием "Книга схем", где синтезировал идеи из истории, философии, теологии и искусства. Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко разработали глубоко гуманистическую философию, которая касалась вопросов коллективной памяти, травмы и смысла человеческой жизни.
Флориан Юрьев, в свою очередь, соединил музыку, поэзию и цвет в собственном авторском учении о "музыке цвета", а Федор Тетянич предложил утопическую концепцию "Фрипулии", в которой человек и Вселенная мыслились как единое неделимое целое.
Лицо Киева в мозаиках и бетоне
Среди самых известных объектов, принадлежащих авторству этих художников, - легендарная "Летающая тарелка" на Лыбедской площади, мозаичные панно речного порта, Центрального автовокзала, а также художественные элементы аэропорта "Борисполь" и станций скоростного трамвая. Эти работы стали визуальными маркерами эпохи, запечатлев в камне, стекле и краске дух времени.
[see_also ids="640141"]
Однако даже после падения идеологического давления, многие из этих объектов оставались под угрозой уничтожения — уже из прагматических соображений. В 1990-х было утрачено большинство монументальных произведений Тетянича и часть работ Ламаха. Сегодня же под угрозой оказывается и сама "Летающая тарелка" — объект, ставший символом архитектурной футуристики Киева.
Искусство, которое говорит сквозь время
Выставка "ПроЗорі" объединила более двух сотен экспонатов, среди которых — живопись, графика, скульптура, архивные документы, фото и личные воспоминания. Часть работ выставлена впервые: в частности, это малоизвестные страницы "Книги схем" Валерия Ламаха и серия эстампов "Хиросима" от Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко.
Особую атмосферу экспозиции создают мультимедийные инструменты — картирование, анимация, звуковые инсталляции. Благодаря этим технологиям посетители могут погрузиться в пространство, где искусство буквально оживает, создавая полноценный иммерсивный опыт.
[see_also ids="638350"]
Независимое искусство под прицелом
В своих творческих поисках художники стремились к независимости от официальной идеологии, ища новые формы выражения — не только эстетические, но и мировоззренческие. Такая позиция часто вызывала пристальное внимание со стороны власти. Многие работы становились объектами цензуры, а иногда — и репрессий. Их художественное сопротивление формировалось в непростых условиях, что только усиливает ценность их наследия сегодня.
Напомним, что в Киеве продолжается еще одно весомое художественное событие — в пространстве MacPaw Space открыта документальная фотовыставка "Последний год", которая знакомит зрителей с работами известных украинских фотографов Влады и Константина Либеровых. Экспозиция посвящена жизни на фронте и в прифронтовых регионах в 2024-2025 годах. Выставка продлится до 25 мая. В рамках проекта также проходит благотворительный аукцион, на котором представлены фотографии с подписями высокопоставленных чиновников, в частности главы СБУ Василия Малюка и главы ГУР Кирилла Буданова.