Кто из москвичей не проклинал снегопады, крайне затрудняющие перемещения по городу хоть пешком, хоть на колесах? Вспомнить прошлый февраль – сугробы насыпало по колено, а что творилось на дорогах... Хорошо, коммунальные службы быстро разобрались с ситуацией, предотвратив глобальный транспортный коллапс.
Да, дороги расчищались буквально на глазах у горожан. А вот утилизация вывезенного из Москвы снега осталась «за кадром». И очень жаль, потому что этот этап работы точно так же заслуживает внимания и уважения: достаточно сказать, что снегосплавные пункты «Мосводостока» перерабатывали ежесуточно сорок с хвостиком тысяч кубометров снежной массы.
Самосвалы, прочь от рек!
С 2002 года в Москве кардинально изменились технологии уборки снега. В самом деле, развитые страны мира еще в конце прошлого тысячелетия перешли на экологически щадящие технологии – искусственный подогрев автотрасс в Японии, использование геотермального тепла в Исландии, стационарные и мобильные площадки для плавления снега в Соединенных Штатах и Канаде, – а мы как сбрасывали грязный снежок в реки, так и продолжали сбрасывать.
Реально грязный! Давайте посмотрим, что увозят самосвалы вместе с уличной снежно-ледовой массой. Неразлагаемый пластиковый мусор – раз. Осевшую сажу, автомобильные выхлопы, выбросы предприятий – два. Пропитавшие снежный покров пятна бензина, моторных масел, стертую с шин резину – три. Техническую соль, всевозможную химию, которой щедро посыпают дороги в гололед – четыре. Счет можно продолжить, но и перечисленных компонентов достаточно, чтобы понять: сбрасывать такой «снег» в речки недопустимо, если мы хотим быть здоровыми и наслаждаться живой природой. А уж в больших объемах… напомним, Москва занимает 2500 квадратных километров, представьте, сколько вредных примесей уходило в водоемы и почву по весне? Но времена меняются, и сегодня столица России – полигон для испытания и внедрения инновационных технологий утилизации городского снега.
Знакомьтесь: это снегоплавильни
Площадками для переработки загрязненных снежных масс стали снегосплавные пункты, сокращенно ССП; то есть специализированные площадки, где снег выгружается и растапливается до талой воды, а вода фильтруется и уходит по стокам на общие очистные сооружения. Просто? Да, но только на словах. На практике двум ведущим московским операторам утилизации снега, «Мосводоканалу» и «Мосводостоку», приходится решать сложные проблемы. И первая из них – где взять тепло, чтобы растопить привезенное на ССП снежное месиво?
У «Мосводоканала» источники тепла лежат в прямом смысле под ногами: канализационные коллекторы со среднегодовой температурой от +18оС. Любой снег и лед очень быстро растечется водицей. «Мосводосток» ведает другой системой, исторически изолированной от столичной канализации и «холодной»: дождевыми стоками. Но если хорошо подумать, экономически выгодные и экологически безопасные решения найдутся всегда. Нашли их и специалисты «Мосводостока», причем в трех вариантах. Кое-где по водосточной сети бегут небольшие подземные речки, температура здесь плюсовая от +6оС – отлично, используем! Часть коллекторов расположена близ ТЭЦ – и чего это отработанная вода, по теплоте сравнимая с южным июльским морем, будет пропадать? Да +28оС настоящее сокровище, если им правильно распорядиться. А вот и еще один ресурс – городские теплосети; обидно, когда возвращающаяся на ТЭЦ вода бесполезно греет почву, пусть отдает тепло на снегоплавильни.
Экономия и экология
У всех упомянутых источников тепловой энергии есть крайне важное общее свойство: это либо вторичные, либо вообще «бросовые» ресурсы. В том и заключается политика «Мосводостока» – задействовать экономически выгодные, сберегающие деньги городского бюджета технологии. И одновременно экологически чистые; представьте, сколько бы дополнительных выбросов попало в атмосферу Москвы, если бы тепло для растапливания сотен и сотен тысяч кубометров снега вырабатывалось путем сжигания топлива! А при таком подходе дизель-генераторы применяются лишь на ССП, удаленных от ТЭЦ и теплосетей.
Так, с теплом разобрались.
А как нейтрализовать вредные примеси, которые содержит снег? Для этой цели ССП что «Мосводостока», что «Мосводоканала» оснащены специальным оборудованием. На первом этапе снежные массы попадают в дробилки, перемалывающие куски льда и спрессованного снега. Крупный мусор оседает тут же, в снегоприемниках. Дальше талый снег уходит в «песколовки», камеры для фильтрации мелких твердых частиц. И только потом сливается в коллекторы, чтобы пройти по системе водостока и вернуться в природу.