Власти Франции не раз разжигали споры в обществе, вводя определенные запреты, в частности на ношение бурок, использование англицизмов и «мясных» слов для описания растительной пищи. На этот раз речь идет о святом постулате современной жизни, против которого французы осмелились начать войну: удобство, пишет Financial Times.
На прошлой неделе вступил в силу новый закон, который запрещает гражданам пользоваться внутренними авиарейсами, если поездка на поезде занимает менее 150 минут: так правительство пытается сократить выбросы парниковых газов. Указ содержит так много исключений, что в итоге он может не оказать большого влияния на выбросы, но смысл его ясен: наша культура "удобств" не может продолжаться бесконечно.
В то же время, если учесть, сколько хлопот доставляет доставка себя и своих вещей на самолет и обратно, то мысль о неудобстве поезда кажется странной.
Удобство должно было помочь нам жить лучше, но мы подняли его на такой уровень, что, похоже, невольно стали его рабами. И это делает нашу жизнь хуже.
Одна из проблем заключается в том, что удобство - это постоянно движущаяся, в конечном итоге недостижимая цель, и как таковое стремление к удобству не приносит удовлетворения. Мы никогда не сможем достичь полного удобства, потому что всегда найдутся способы сделать вещи чуть более легкими. Было время, когда идея о том, что вы можете сесть в недорогой, удобный поезд в Париже, достать устройство, способное мгновенно связываться с остальным миром, и через 1 час 55 минут прибыть в Лион, казалась немыслимо удобной. Теперь это не так.
[see_also ids="546779"]
Сам интернет был построен на идее, что люди хотят бесконечного удобства. Как сказал в 2013 году соучредитель и бывший генеральный директор Twitter Эван Уильямс, "удобство в Интернете достигается в основном двумя вещами: скоростью и когнитивной легкостью... ?Если вы изучите, что представляют собой действительно крупные компании в интернете, вы поймете, что они мастера делать все быстро и не заставлять людей думать".
Чем удобнее становятся вещи, тем больше мы полагаемся на них, и тем больше мы относимся к этой бывшей роскоши как к некоему Богом данному праву. Поэтому нам становится еще более неприятно, когда они работают не так эффективно, как мы ожидаем. Когда-то было роскошью заказать Uber. В наши дни некоторых раздражает, если приходится ждать такси больше пяти минут.
Но главная проблема удобства заключается в том, что слишком много удобства лишает жизнь радости. "Жизнь требует времени и усилий. Иными словами, когда мы избавляемся от времени и усилий, мы избавляемся от удовольствий жизни", - пишет дзен-буддийский монах Шунмё Масуно в японском бестселлере "Дзен: Искусство простой жизни".
Считается, что хорошая жизнь состоит из двух видов счастья: гедонизма, связанного с чувственным удовольствием и комфортом, и эвдемонии, связанной со смыслом и целью. В то время как удобство может иметь высокие показатели по первому, оно не очень хорошо справляется со вторым. Кроме того, у него плохие показатели по ещё одному измерению эмоционального благополучия, которое Шиге Оиши, профессор психологии Чикагского университета, называет "психологическим богатством", характеризующимся разнообразием, опытом, меняющим перспективы, и вызовом.
[see_also ids="545830"]
"Стремление к эффективности - сделать дело, не терять времени - приведет к тому, что люди упустят радость случайности и лишатся психологического богатства. Удобство не делает хорошую историю, а значит, не делает хорошую память", - говорит Оиши.
"Именно неудобные вещи придают жизни смысл и богатство. Я могу заказать кордиал из бузины в Ocado, и его доставят прямо к моей двери. Но в конце этой недели я пойду на болота Хакни и буду собирать цветы бузины под солнечными лучами, месяцами ожидая, пока распустятся бутоны.
Я замочу их в воде с лимонами, собранными с моего собственного дерева, процежу жидкость, а затем вскипячу ее с сахаром, чтобы сделать свой собственный кордиал.
Конечный продукт может оказаться менее изысканным, чем купленная в магазине версия. Но для меня важны сами усилия, чувство гордости и удовлетворения, которое они вызывают, а также возможность общения с миром природы. Это не удобно. Но, как это часто бывает, радость - в путешествии”, - резюмирует автор статьи FT.