Школьникам уже не придется изучать никаких басен Крылова или стихов Пушкина: на фоне намерения Минкульта изъять российскую литературу из библиотечных фондов, аналогичное решение приняли и в отношении школьной программы. Помимо литераторов РФ, исчезнут также произведения белорусских писателей, пишет специализированное издание Тиктор.
Колониальное наследие (его литкритики характеризуют как культурную экспансию), которое часто отталкивается от постулата о "терпении маленького человека", заменят мировой классикой:
Шестиклассники будут знакомиться с жанром басни на примере произведений Жана де Лафонтена, оценят приключения и фантастику с Чарльзом Диккенсом, Жюлем Верном и Робертом Стивенсоном.
Семиклассники вместо «Альпийской баллады» белоруса Василия Быкова (о бегстве из концлагеря и блуждания Альпами итальянки и советского военнопленного) будут читать роман о Холокосте «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна. Или «Дети Ноя» Эрика-Эмманюэля Шмитта по выбору.
Вместо поэзии Пушкина дети будут читать теперь Адама Мицкевича, Вольфганга Гете, Генриха Гейне.
Девятиклассники минуют ранее предусмотренный для изучения целый блок русской литературы. Его заменят такими произведениями, как «Достоинство и гордость» Джейн Остин, «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте или «Сердце тьмы» Джозефа Конрада.
Десятиклассники не будут изучать «Алхимика» Пауло Коэльо из-за его высказываний по поводу поддержки российской политики и военной ее составляющей в частности.
Для одиннадцатиклассников предусмотрели актуальную в постковидную эпоху "Чума" французского экзистенциалиста Альбера Камю. Роман «Мастер и Маргарита» киевского украинофоба Михаила Булгакова – изъяли.
Ранее украинский иллюстратор Максим Паленко сделал постер, на котором известные российские писатели изображены в образе военнопленных, статистику по которым назвали недавно в Минюсте.
"Во время второй чеченской войны (1999–2009), когда российская армия превращала город Грозный в кучу руин, уничтожала чеченские деревни и загоняла мужчин и женщин в фильтрационные центры, где их пытали, насиловали и калечили, героем дня в глазах многих чеченцев стал Лев Толстой. В начале 2000-х описание поведения царской армии на Кавказе в его повести «Хаджи Мурат» звучало более чем злободневно». О том, нужна ли украинцам российская литература, читайте в статье автора ZN. UA Анны Бродски-Кроткиной.