Весной 1908 года одна лондонская галерея сделала невероятно дерзкое заявление о своей новой выставке. Анри Матисс тогда заканчивал писать «Красную комнату», Клод Моне увековечивал кувшинки в пруду в Живерни, а Пабло Пикассо на пике своего африканского периода совсем недавно представил на суд публики «Авиньонских девиц». Это не смутило Grafton Gallery, которая заявила, что открывает выставку «величайшего из ныне живущих живописцев» — испанца Хоакина Сорольи (1863–1923). То была первая и до недавнего времени последняя выставка Сорольи в Британии. В марте нынешнего года в лондонской Национальной галерее открылась ретроспектива «Соролья. Испанский мастер света», которая затем отправится в Дублин, в Национальную галерею Ирландии.
Хоакин Соролья был так знаменит у себя на родине в Валенсии, где родился в 1863 году в семье торговцев тканями, что еще при жизни городские власти назвали в его честь одну из улиц. Талант Сорольи впервые проявился, когда он подростком работал ретушером у фотографа, чья дочь по имени Клотильда позднее стала женой художника. Он поступил учиться в художественный колледж и вскоре начал выигрывать крупные награды и стипендии на обучение в Италии. В 1900 году его картины уже покупал Музей Прадо, а на Всемирной выставке в Париже Соролья был награжден золотой медалью. Именно тогда художник, увидев свои темные полотна в тусклом свете выставочного зала, решил писать картины, освещенные испанским солнцем.
Роскошный особняк Сорольи в Мадриде, с мраморными полами и антиквариатом, после кончины художника от инсульта в 1920 году стал музеем, куда его трое детей передали более сотни работ отца. Треть этой коллекции приехала на нынешнюю выставку в Национальной галерее: портреты семьи, огромные, написанные на пленэре пляжные сценки с песчинками, застывшими в мазках краски. Другие работы предоставили Прадо и нью-йоркский Метрополитен-музей.
И только одна картина на выставке, портрет принцессы Беатрисы, младшей дочери королевы Виктории, — из лондонской Национальной портретной галереи, единственная работа Сорольи в Британии.
Консультировала выставку в Лондоне правнучка художника Бланка Понс-Соролья, которая сейчас работает над его первым полным каталогом-резоне, уже включив в него более 4 тыс. произведений. Действительно, Соролья был непревзойденным мастером быстрого письма, обойдя в этом и своего главного конкурента, итальянца Джованни Больдини.
Источник: theartnewspaper