На выставку собрали всех «маккьяйоли» — 80 работ из музейных и частных собраний. В середине XIX века в Италии, давно уступившей пальму первенства в искусстве Франции, вдруг ярко вспыхнуло направление, бросившее вызов салонному искусству, царившему в местных академиях.
Молодые художники — Джузеппе Аббати, Одоардо Боррани, Сильвестро Лега, Джузеппе Де Ниттис, Джованни Фаттори, — собираясь в середине 1850-х в кафе «Микеланджело» во Флоренции, бурно спорили, как сбросить академическое ярмо, — и решили обратиться к природе и окружающей жизни: писать на пленэре пейзажи, городские сценки, портреты друзей и близких. Работали они крупными цветовыми пятнами — за что их и прозвали «маккьяйоли» (ит. macchia — «пятно»). Группа распалась в конце 1870-х — и все вернулось на свои академические круги. До новых возмутителей спокойствия — Медардо Россо и футуристов.