Два, казалось, очень разных художника — экспрессионист Эмиль Нольде (1867–1956) и визионер Пауль Клее (1879–1940) — были не только современниками, но и друзьями, общение которых продолжалось до смерти Клее. В 1920–1930-е они даже выставлялись вместе и коллекционировали работы друг друга.
Дальше их пути кардинально разошлись. Клее с приходом к власти нацистов в 1933 году эмигрировал в Швейцарию. Нольде же встретил новый режим с энтузиазмом, что не спасло его от нацистского клейма «дегенеративного художника» и запрета на профессию.
Художник уехал в уединенное местечко Зеебюле на юге Германии, где писал акварели, закапывая их затем в землю. Всего он их написал 1,3 тыс. , не без горькой иронии назвав эту серию «Ненаписанными картинами».
«Нольде и Клее действительно разные художники, но вдумчивый зритель увидит и то, что их объединяет, — интерес к гротеску, фантазийным призракам, первобытному и неевропейскому искусству», — считает куратор выставки Фабьенн Эггельхёфер.
Всего на выставке 170 работ, в том числе листы из «Ненаписанных картин» и редко выставляемые работы, созданные под впечатлением от путешествия на Новую Гвинею в 1913 году, — «Трофеи дикарей», «Экзотические фигуры (фетиши)».