Журнал The New Yorker опубликовал историю одной из самых громких краж в мире искусства, а также рассказал о жизни и философии одиозного грабителя.
Босниец Вьеран Томич родился в Париже в 1968 году. Вскоре после рождения сына его мать серьезно заболела, и тогда отец отправил Вьерана жить с бабушкой в боснийский город Мостар. В десять лет Томич совершил свое первое ограбление: мальчик забрался в библиотеку через окно и украл две книги, каждой из которых, как оказалось, было несколько сотен лет. В одиннадцать он вернулся в Париж, хотя почти не говорил по-французски. Будучи подростком, он много времени проводил на кладбище Пер-Лашез: там Вьеран и его друзья прыгали с одного склепа на другой. К шестнадцати годам он мог легко забраться по фасаду многоэтажного здания, чтобы проникать в квартиры богатых горожан.
Томич утверждает, что однажды ограбил членов египетской королевской семьи, забрав себе золотые пуговицы и медали Лоуренса Аравийского. Иногда удача изменяла вору. В один из дней у него кончился бензин, а свой кошелек Томич оставил дома. Тогда он достал игрушечный пистолет и попытался ограбить первую попавшуюся пекарню. В тот раз свидетели вызвали полицию: его арестовали, и следующий год босниец провел в тюрьме.
Обычно воры не задумываются о том, куда девать украденное, но у Томича был заказчик — пятидесятилетний бизнесмен Жан Мишель Корве. Тот намекнул своему приятелю, что было бы неплохо заполучить полотно Фернана Леже. Позже в зале суда Корве будет утверждать, что не просил воровать картину. «Я сказал ему: „Если вы случайно наткнетесь на Леже, я знаю кое-кого, кто захочет его купить«», — пояснит бизнесмен.
В мае 2010 года Томич заметил в окне парижского Музея современного искусства кубистское полотно. Заинтересовавшись экспозицией, он узнал, что в ней представлена и картина Леже. Шесть дней Томич приходил к зданию музея и разбалтывал винты в оконной раме. Когда она стала поддаваться, он аккуратно вытащил стекло, пробрался в музей, проверил датчики движения и сразу же вышел. Позже он вернулся, снял со стены нужную картину, вытащил ее из рамы и уже собирался уходить, но заметил «Пастораль» Матисса и, загипнотизированный, забрал и ее. После этого вор снял еще три полотна Пикассо и Брака. Он почти украл и шестую картину — «Женщину с голубыми глазами» Модильяни. Но, по словам Томича, женщина с полотна сказала, что если он заберет картину, то будет жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. Вор отдал украденное Корве и получил за это положенные 40 тысяч евро.
В 2011 году Вьерана арестовали при попытке украсть работу Писсарро. Томича, Корве и еще одного подельника, Джонатана Бирна, судили вместе. Процесс начался 30 января 2017 года в Высоком суде Парижа. Корве прибыл в черном бархатном костюме, его волосы были гладко зачесаны назад. Журналисты писали, что он напоминал «диснеевского злодея». Судья признал виновными всех троих. Корве дали семь лет, Бирну — шесть, Томича приговорили к восьми годам заключения. До сих пор ничего не известно о судьбе украденных картин. Томич уверен, что Бирн надежно из спрятал: «Бирн любит картины больше всего на свете, и он бы их защитил. Однажды ему придется отдать их человеку, которому они принадлежат, — то есть, мне».
Во французской прессе преступление Томича назвали «ограблением века». В своих письмах к подруге он говорит, что не думает об искусстве с научной точки зрения, и добавляет, что никогда не читал ни одной книги о живописи. Ограбления Томич описывает в мистических терминах, считая, что его действия были вызваны невидимыми силами. Больше всего Вьерана печалит тот факт, что родители вывезли его из Боснии: «Они украли мою жизнь у меня. Я мог быть хорошим человеком. Я был вынужден стать вором».