Спустя шесть лет после того, как из музея в Роттердаме были похищены семь картин известных художников, румынская писательница Мира Фетику, написавшая об этом книгу, получила анонимное письмо. В нем говорилось, что одна из украденных картин, «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, спрятана под камнем в лесу Румынии. Фетику живет в Нидерландах и сразу обратилась в местную полицию, но не получила ответа. Тогда она отправилась на поиски картины вместе со своим другом, журналистом Фрэнком Уэстерманом.
«Мне сказали пройти 450 метров по тропинке и найти отметки на дереве. На втором дереве неподалеку был красный знак. Там, под камнем, мы нашли картину, завернутую в целлофан, под слоем земли. Я заплакала, когда увидела ее», — рассказала Фетику.
Она и Уэстерман приехали в Бухарест с найденной картиной и обратились за помощью в посольство Нидерландов, чтобы передать полотно румынским властям. Эксперты отнеслись к находке скептически, отметив, что мазки и штрихи не похожи на стиль Пикассо.
Их предположения подтвердились: Фетику рассказала, что ее разыграли бельгийские режиссеры Барт Баль и Ив Дегриз в рамках проекта True Copy, который посвящен художнику Герту Яну Янсену. Янсену удалось подделать более полутора тысяч известных картин, в том числе и кисти Пабло Пикассо, пока его не задержали в 1994 году. Театральная компания Berlin, основателями которой являются режиссеры, на своем сайте поместила краткую информацию о проекте.
В 2012 году злоумышленники похитили из Кюнстхала в Роттердаме семь картин с масштабной выставки, приуроченной к 20-летию музея. Похитители унесли, в частности, полотна Анри Матисса, Пабло Пикассо и Поля Гогена. Воры успели скрыться, но в скором времени их задержали. В 2013 году за похищение арестовали трех граждан Румынии.
Во время следствия мать одного из них, Раду Догару, сказала, что сожгла все картины в печи, чтобы защитить сына. Позже она отказалась от своих показаний, хотя в печи Догару действительно были найдены остатки полотен.
Напомним, в ноябре в Финляндии задержали пару галеристов, которая на протяжении нескольких лет продавала картины художника-самоучки, выдавая их за работы Анри Матисса, Фернана Леже, Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне, Василия Кандинского, а также за полотна русских художников XIX века.