На проспекте Вернадского, недалеко от метро "Университет", стоит театр, в котором происходят удивительные даже для Москвы вещи. Например, там играют старинные оперы 1600-го и 1664 г. создания. А еще проводят сессии Академии старинной оперы под руководством Маэстро Эндрю Лоуренса-Кинга, одного из главных в Европе специалистов по музыке эпохи барокко. И проходят камерные концерты цикла "Портреты композиторов". Там идет интерактивная "Репетиция оркестра" по фильму Федерико Феллини, восстановленные легендарные дягилевские балеты "Русских сезонов" – "Шопениана", "Шахерезада", "Половецкие пляски", "Золотой петушок". Кроме того, в нем можно посмотреть "Иоланту" Петра Ильича Чайковского и "Кармен" Жоржа Бизе, "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева и "Лисичку.
Любовь. " Леоша Яначека. К тому же там идет опера об опере – "Упражнения и танцы Гвидо" Владимира Мартынова в постановке Георгия Исаакяна. Это Детский музыкальный театр имени Наталии Сац. И, благодаря тому, что восьмой сезон им руководит Георгий Исаакян, там и возник этот репертуар – изысканный, рафинированный, рассчитанный на неслучайную в музыкальном театре публику. Но даже в ряду музыкальных раритетов, составляющих основу вечернего репертуара театра, "Упражнения и танцы Гвидо" стоят особняком. "Упражнения и танцы Гвидо" – это опера о том, как литургия превратилась в оперу, а церковный кантор – в оперного артиста, – рассказал композитор, современный классик и пост-модернист, в юности увлекавшийся авангардной музыкой, Владимир Мартынов. – Инициатором этой грандиозной исторической метаморфозы явился бенедиктинский монах XI века Гвидо Аретинский, который, подобно стрелочнику, перевел историческую стрелку, и музыка покатилась по новому пути. Она перешла с пути устной традиции на путь традиции письменной.
Гвидо превратил шесть ступеней, ведущих к Богу, в шесть ступеней звукоряда, поднимаясь по которым, композиторы переходят от одних оперных красот к другим, но эти ступени уже не могут привести душу к богу. Они приводят к рок-революции, в результате которой от пути, ведущего к богу, остается одно лишь воспоминание". Двадцать лет, отделяющие театральную премьеру этого сочинения от времени его создания, а это 1997 г. , были наполнены в музыкальной среде разговорами о том, что поставить его невозможно. Георгий Исаакян это сделать сумел. И теперь в Театре Наталии Сац "Упражнения и танцы Гвидо" идут в Живописном цехе – огромном зале, где расписываются декорации и царит почти церковная акустика, максимально подходящая для оперы об опере, музыка которой основана на григорианском хорале.
Артисты хора и оркестра окружают зрителя, звук доносится до них то справа, то сзади, то сверху, погружает в себя, отрывая ее от земных забот и перенося в область чистого искусства.
Это почти месса, но месса театральная, где есть артисты и сюжет про то, как один человек изобрел нотный стан, которым мы пользуемся уже почти тысячу лет. Это рассказ о том, что мир огромен, и все в нем связано: музыка и наука, познание и опыт, один бенедиктинский монах – и вся история культуры. Зрители приходят на этот спектакль через закулисье, совершая целое путешествие по закоулкам театра. Театра, который все больше выходит за пределы исследованных сценических территорий и все чаще заступает на совершенно неизведанные земли современного музыкального искусства.