Покупать билеты на «Матильду» в «Салют» горожане начали еще с 14 сентября, зал на сеанс в 19.00 оказался полным. Несмотря на большое количество людей, в кинотеатре дежурил лишь один полицейский, который уже явно заскучал к вечеру и понуро стоял около касс.
Ждать конца распиаренного фильма Алексея Учителя начинаешь уже после 15 минут, прошедших от его начала. Детективные, фантастические и мистические моменты только вызывают смех, а не захватывают зрителя. Так, в фильме немецкий ученый проводит эксперимент над офицером Воронцовым (его играет Данила Козловский), который представлен психом, помешавшемся на балерине и покушавшемся на жизнь наследника престола.
Его ученый помещает в довольно современную конструкцию с водой и проводит опыты, чтобы узнать, действительно ли офицер хотел убить цесаревича и когда понимает, что нет, продолжает их, уже чтобы выпытать истинную причину его помешательства на Матильде. В эту же конструкцию, после побега героя Козловского, будущая царица Александра Федоровна опускает пуанту балерины, испачканную кровью, и просит бога помочь отвести эту женщину от Николая II. Смех вызывает и демонстрация фильма о прибытии царского поезда, которую организовал Николай II. Сцена показывает шаблонное представление о русском медведе.
Единственный герой, который может понравиться и вызвать уважение у зрителя — своенравная балерина. Сильных чувств к будущему императору у нее нет. При первой встрече она сразу говорит, что бегать за ней и искать встреч будет он. Николай II ей нужен, чтобы добиться положения в обществе. Быть просто любовницей российского царя ее не устраивает.
Стать роковой женщиной императорской династии и получить положение в обществе у нее все же получилось – в 1921 году Матильда вышла замуж за двоюродного брата Николая II, великого князя Андрея Владимировича. Добилась она и цели станцевать партию невесты в театре в честь праздника по случаю приближающейся помолвки и коронации царя. Для этого ей нужно было научиться делать 32 фуэте. Она достигает этого, стирая ноги в кровь на длительных тренировках.
Править страной как «государыня-матушка» и быть рядом с Ники, даже с большей силой, чем Матильда, хочет немецкая принцесса. Но на протяжении всего фильма она только сгорает от ревности, пытается убрать соперницу с помощью мистических средств и учит наизусть молитвы.
Самым безвольным и мечущимся между долгом и любовью героем оказывается последний российский император. Он говорит Матильде, что планирует жениться на балерине, при этом едет встречать принцессу Гессен-Дармштадтскую. Признается, что балерина для него важнее короны, но во время другой встречи с ней заявляет, что не понимает, как возможно отказаться от своего долга.
И казалось бы, что экранный Николай II никогда не сделал бы выбор, если бы не вмешались обстоятельства. Граф Воронцов, одержимый балериной, хватает Кшесинскую и пытается увезти ее на плоту. Его поджигают их преследователи и плот взрывается. Будущий император уверен, что Кшесинская погибла и смеряется со своей долей – стать правителем России.
Чтобы увидеть исторические несоответствия в фильме не нужно быть профессионалом в этой области. То, что в действительности балерину Кшесинскую не пустили бы на коронацию Николая II, не проблема – в фильме она легко проходит в собор через центральные ворота в белом платье. Она кричит: «Ники» и в этот момент он падает в обморок. Ему видется, что он бежит к Матильде и сжимает ее в объятиях.
Очнувшись Ники берет корону и сам водружает ее себе на голову. Фильм заканчивается приездом императора на Ходынское поле, усыпанное телами людей, погибших в давке.
Он приказывает похоронить их не в братской могиле, а в отдельных гробах. Следующий кадр: он залезает на помост, осеняет себя крестным знаменем и тут зажигается праздничный фейерверк, который освещает поле, на котором разбросаны тела погибших.
«И из-за чего столько шума? », – громко спросил кто-то в зале после окончания сеанса. Полицейского, который стоял около касс перед началом фильма, после его оконачния не было видно на первом этаже здания. Видимо, совсем заскучав, он решил не дожидаться его окончания.