Несмотря на вооруженное противостояние, на Донбассе успешно развивается малый бизнес. Подтверждением тому стала выставка-презентация "Восток-Экспо 2017", которая прошла в Киеве 12-13 сентября, передает Deutsche Welle. Свою продукцию на нее привезли более сотни предприятий с подконтрольных украинским властям территорий Донецкой и Луганской областей.
В выставочном зале ТПП Украины многолюдно и шумно. Стенды пестрят разнообразием: солнечные батареи, глиняные горшки, термобелье, 3D-принтеры, удобрения, дизайнерская одежда, соляные лампы, электродвигатели, стройматериалы, натуральные колбасы и отборные семечки и еще многое другое прямо с порога бросается в глаза посетителям. Некоторые из них приятно удивлены.
"А что, на Донбассе еще есть бизнес? Я думал, там только война, неработающие заводы и шахты. Вы действительно там работаете? ", - спрашивает один из посетителей женщину, любезно угощающую всех сыром. "Мы не только работаем, но и развиваемся", - отвечает она с улыбкой. Это Людмила Юрина. В 2014 году после перехода Донецка под контроль пророссийских сепаратистов она с семьей переехала оттуда в Краматорск, что в 100 км от ее родного города.
Именно тогда, вспоминает Юрина, перед ней встал выбор, чем дальше заниматься. "В Донецке я ухаживала за частным садом, в Краматорске в моих услугах никто не нуждался. Начала все с нуля, в интернете нашла рецепт сыра и решила попробовать сделать для себя. Получилось вкусно, купила больше молока, приготовила для друзей, им тоже понравилось. Так у нас родилась идея сделать собственную сыроварню ", - рассказывает Людмила.
Воплотить идею в жизнь ей помогла Программа развития ООН (ПРООН), выделившая грант на приобретение оборудования для сыроварни. Теперь Юрина продает свои сыры по всей Украине, в бизнесе участвует вся семья. "Мы выдали более 500 грантов для поддержки таких идей на востоке Украины. Чем больше предприниматель нанимает людей, тем выше сумма гранта. Мы их обучаем бизнес-стратегиям, законодательству, чтобы они работали в этом непростом регионе и процветали", - объясняет директор ПРООН на Украине Янтомас Химстра.
По его словам, этот проект при поддержке правительств Японии и Польши ПРООН начала в 2015 году, за это время выделив украинским предпринимателям на Донбассе более 4 миллионов долларов. "Конфликт накладывает определенные ограничения. При нормальных условиях бизнесмен просто идет в банк и берет кредит. Но предприниматель из Донбасса вряд ли его получит. Поэтому наша роль - поддержать эти ростки бизнеса на начальном этапе, чтобы человек не просил помощи, а встал на ноги самостоятельно", - указал Химстра.
До начала конфликта Донбасс был успешным индустриальным регионом, где основные ресурсы и производственные активы принадлежали олигархическим бизнес-империям. Теперь в этом регионе Киев делает ставку на малый бизнес. "Мы концентрируемся на украинских "кулаках", которые являются стержнем демократии. И рассматриваем малый и средний бизнес не столько в экономической, сколько в демократической плоскости. Но пока эта демократическая платформа маловата. Сейчас 93% ВВП Донецкой области производит крупный бизнес и только 7 % - малые и средние предприятия ", - говорит глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский.
Мелкие предприниматели готовы работать активнее, но сетуют на то, что открыть собственное дело в регионе не так уж и просто. Ильи и Анастасия Лазаренко из Святогорска занимались выращиванием деревьев и цветов для ландшафтного дизайна еще до начала конфликта на востоке Украины. Во время активной фазы боевых действий их торговая площадка была полностью разрушена.
В прошлом году супруги вложили последние деньги в перезапуск бизнеса. "Но нам насчитали налог на землю - 17 тысяч гривен со штрафами - за три последних года, хотя мы не работали из-за боевых действий. Мы попросили списать эти налоги, ведь мы не могли работать, но нам ответили, что списывают только инвалидам. Странный подход", - полагает Илья.
У Евгения Павловского из Славянска другая проблема. Павловский, занимающийся выпуском глиняных тандыров, говорит, что его бизнес страдает из-за предвзятого отношения к Донбассу, ведь, по его выражению, кое-кто на Украине думает, что Донбасс и вообще восток страны - это что-то страшное и безлюдное.
"Люди не верят, что у нас налажено транспортное сообщение, и мы можем доставить товар в любую точку. Также боятся к нам приехать на переговоры", - добавляет Евгений. Но он нашел выход из ситуации - продает свой товар за границу. Хорошим спросом его тандыры пользуется в Бельгии и Великобритании. "Мы на Донбассе никогда не теряем оптимизма", - улыбается мужчина.
Также верит в себя и Вадим Любченко из Северодонецка Луганской области. Он несколько месяцев назад зарегистрировал предприятие по ремонту дорог с использованием переработанного асфальта и уже имеет заказов на год вперед. Однако выполнять их некому. "Мы живем в 30 км от линии соприкосновения. Большинство мужчин разъехалось: кто в Киев, кто в Россию, кто в Польшу, поэтому приходится самому работать наравне со своими работниками без выходных и отпуска. Дороги же нужно кому-то делать", - уверен Любченко.
Все эти предприниматели, считают, что, открыв свое дело, они не только кормят семьи, но и делают нечто большее.
"Мы поняли, что нам никто ничего не обязан давать. В некоторой степени каждый из нас в ответе за то, что произошло на Донбассе. Теперь мы помогаем, чем можем - делаем качественный продукт и таким образом строим новую Украину", - подчеркивает Людмила Юрина. После вопроса, верит ли она, что когда-нибудь начнет продавать свои сыры в родном Донецке, у женщины на глаза навернулись слезы. "Вера в это нас и спасает, дает силы развиваться и идти дальше", - заключила Юрина.